Что мы знаем про «Запорожец»?
Сегодня многие автосалоны Санкт-Петербурга практикуют такой вид услуг, как выкуп автомобилей, в том числе и тотальных. Среди предлагаемых экземпляров попадаются и «Запорожцы».
В России, да и, думается, за рубежом, мало кто не знает эту уникальную модель машины прошлого века. Появился «Запорожец» в 1960 году и сразу завоевал любовь советских автолюбителей. От названия завода, бывшего сначала «Коммунаром», затем переименованного в «Запорожский автомобилестроительный завод», он получил свое название - ЗАЗ-965. Первоначальная стоимость автомобиля составляла почти тысячу восемьсот рублей - восемнадцать месячных зарплат жителя СССР. В народе его цена приравнивалась к тысяче бутылок водки, т. к. одна бутылка стоила тогда один рубль восемьдесят копеек.
Потребителями продукции завода были не частники, а, в первую очередь, органы соцобеспечения, занимающиеся распространением «инвалидок» - машин марки ЗАЗ с некоторыми изменениями в управлении.
«Запорожец» довольно скоро снискал заслуженную славу вездепроходного, неприхотливого, несложного в починке авто, способного легко преодолевать бездорожье. Кстати, популярностью транспортное средство пользовалось и за рубежом, только называлось «Yalta».
Прародителем «Запорожца» стала появившаяся в 1957 году микролитражка МЗМА-444 (Московский завод малолитражных автомобилей) с задним приводом. Отличие «Запорожца» от нее заключалось в усилении коробки передач, усовершенствовании подвески и упрочнении кузова. Мотор имел воздушное охлаждение и был рассчитан на самостоятельный ремонт. Небольшого веса двигатель со съемными цилиндрами можно было легко разобрать и починить без помощи профессионалов. Однако были и свои отрицательные моменты. Это повышенная шумность и не очень надежные качества отопителя, в том числе возможность перегрева в жару.
В 1962 году на смену этой модели пришла новая - ЗАЗ-965А, с более мощным мотором в двадцать семь лошадиных сил и рабочим объемом около восемьсот восьмидесяти семи кубических сантиметров. Скорость автомобиля увеличилась до девяноста километров в час, и несколько сократилось время начального разгона.
Внешне добавились фальшрадиаторная решетка, новая эмблема. Подфарники, располагавшиеся ранее на крыльях, стали с ними единым целым.
Просуществовала эта версия семь лет, затем «Запорожец» был модифицирован. Ему присвоили новый индекс - 966. В народе такое авто прозвали «ушастое» за появившиеся на боковинах кузова воздухозаборники. Новшествами были абсолютно иной кузов, дополнительные подфарники, рассекатели воздуха и шильдик с названием машины - «Запорожець». Этот автомобиль был очень похож на немецкий NSU Prinz IV.
Некоторые из «Запорожцев» до сих пор «бегают» по уже российским дорогам. Их собственники вполне довольны стойкой к коррозии окраской авто, неприхотливыми двигателями, в которые можно залить семьдесят шестой бензин, даже с примесями, и хорошую работоспособность. Оставляют желать лучшего лишь подвески, по причине быстрого износа и периодически ломающиеся бензонасосы и выпускные системы. А в общем, «Запорожцы» считаются довольно «живучими» и выносливыми транспортными средствами.
В 1988 году преемником этих машин стала «Таврия» - ЗАЗ-1102. От предшественников она отличалась и внешне, и внутренне: передний привод, мотор спереди, жидкостное охлаждение.
В 1995 году «Таврия» была модифицирована, точнее ее кузов. Следующим этапом стало появление «Таврии Нова» и седана ЗАЗ-1103 «Славута», разработанных с помощью компании Daewoo.
Своеобразный «некролог», посвященный «горбатым Запорожцам», напечатанный в свое время в газете «Труд», гласил, что прекращение их выпуска служит для освобождения места новым, более современным моделям, таким как Lada, Chevrolet и т. д.
Современные автосалоны предлагают большой выбор машин. Некоторые стоят достаточно дорого. У многих граждан Санкт-Петербурга, да и не только, где-нибудь в гараже или на даче есть старые автомобили вроде «Запорожца» или «Таврии». Выкинуть их жалко, рука не поднимается, а продать не получается. Возможным выходом из такой ситуации может стать услуга Trade-in и обмен авто, предлагаемая автосалонами, т. е. взамен ненужной машины, доплатив совсем немного, можно получить в собственность приличное, хоть и не новое транспортное средства.
Если приобретать машину нет смысла, то можно ее просто продать в автосалон, специфика работы которого - выкуп битых авто, тотальных, аварийных, с пробегом, практически любых.